?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть 3 специфических момента в детской психической травме:

1) Организм и психика ребенка чрезвычайно пластичны и поэтому детские психические травмы протекают неочевидно для родителей. Происходит немедленная компенсация.

Часто родители принимают за травму то, что травмой не является и не видят травму там, где она есть. Например, мать может переживат, что она наносит травму тем, что она отказывается покупать игрушки (ребенок устраивает истерики, валится на пол, синеет) – ей кажется, что это травму и при этом не видеть, что отдала собаку, прожившую у них год (а это травма).

Надо учитывать, что травма далеко не всегда там, где есть бурные эмоции. Проявления травмы могут быть далеки от ее первоначального источника, например снижение успеваемости в школе из-за того, что отдали собаку. Родители ищут травму в школе, а в школе ее нет.

2) Травма всегда протекает на фоне бурного развития детей. И это означает, что симптомы травмы у детей очень быстро видоизменяются и очень быстро обрастают наслоениями. Например, ребенок получает травму в виде госпитализации или болезненной медицинской процедуры, в течение недели после этого он липнет к матери и к отцу как маленький, а еще через неделю он ворует деньги у папы и мамы, чтобы раздавать сверстникам сладости, чтобы они любили и дружили с ним.

Симптом травмы тут же изменился в сторону развития. Таким образом, нам может казаться, что мы имеем дело с разрозненными, не связанными между собой симптомами, если мы не успеваем проследить развитие.

Например возьмем такой симптом как беспомощность. Беспомощность не может долго длиться и преодолеваеться внешним принуждением или самопринуждением. Развитие идет дальше: принуждение самопринуждение рано или поздно ведет к перенапряжению бунту. Бунт подавляется, или будучи успешен закрепляется как черта характера. Другой вариант: диссоциация - невыносимая внутренняя пустота - попытка преодолеть пустоту причинением себе повреждений (мелкие ожоги, порезы)- реакция взрослых на это поведение походы в психушку - представление о себе как о ненормальном - социальная дезадаптация и т.д. Симптом обрастает компенсациями, гиперкомпенсациями, вторичными выгодами, встраивается в отношения, обрастает смыслами, представлениями о себе и т.д. Вот что значит "изменился в сторону развития".

3) Травма бьет по сензитивным для возраста точкам развития, т.е. новообразованиям и процессам, развивающимся в каждом возрасте. Из этого мы можем, видя структуру недоразвития или проблематику, предположить в каком возрасте была травма. Например, многие люди жалуются на беспомощность в отношении математики («Я в математике ноль») Очень часто это связано с травмой в возрасте 5 лет, когда сензитивный период математических способностей.

Если говорить о сеситивных периодах в развитии личности, то мне удобно использовать следующую периодизацию:
2 триместр - 2 месяца после рождения - осознание факта своего существования и положительные ощущения в связи с этим: "Я есть и это хорошо".
2 мес - 1,5 года - распознавание и выражение своих потребностей.
6 мес - 3 года - сотрудничество, способность общаться по делу, эмоциональная независимость.
2 - 6 лет - воля, произвольное поведение.
4 - 7 лет - мотивы и смыслы ради чего работать и жить.
3 - 7 лет - интеграция любви и сексуальности.
3 - 7 лет принятие себя таким какой ты есть.
5 - 9 лет - осознание и выражение своего мнения.
7 - 12 лет - выражение своих интересов и объедение с интересами других.

PS. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РЕТРАВМАТИЗАЦИИ

? как происходит при ретравматизации уже во взрослом состоянии?

- Для начала стоит отыскать четкие критерии отличающие ретравматизацию от простого воспроизведения травматических переживаний.

1) Присутствует ли в эпизоде вопроизведения травмы выраженное отреагирование в поведении (acting out) приведшее к заметному ухудшению социального статуса, здоровья или межличностных отношений клиента?

2) Имеется ли длительное (более 3 недель) эмоциональное страдание после этого?

3) есть ли ухудшение уровня функционирования личности послерассматриваемого эпизода повторного переживания?

4) Можно ли отметить появление новых психических или соматических симптомов по сравнению с состоянием до инцидента с воспроизведением травмы?

5) Есть ли снижение критичности (более суток) к своему состоянию и симптомам травмы, например впадание в роль жертвы, спасателя и преследователя?

6) Перечисленные признаки не могут быть объяснены наличием других заболеваний таких как: расстройства связанные с употреблением ПАВ, аффективным психозом, лечением специфическими лекарствами влияющими на психику.

Обязательным для диагноза "ретравматизация" считаю наличие 1, 6 и двух симптомов из ряда 2 - 5.

(с) Денис Андрющенко.

Profile

rys_ya
Мария

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by phuck