?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Снова неизгладимое впечатление от поста Алики.
- - -

Оригинал взят у rikki_t_tavi в post
"Я над куском воспоминаний Али о рисовании человечка давно уже размышляю. Поскольку у меня у самой был случай в детстве, когда требования чрезмерного профессионализма, подорвали  целый раздел уверенности во мне, и это тянулось вопреки  реальному положению дел - пока я не набрела на это в процессе упражнения из Artist's Way.

Оправданием Марине может быть то, что не было особенной обязанности у родителей тогда развивать детей и беречь их чувство собственного достоинства, и то, что сама она  выросла в малолюбящей и разобщенной семье, с жесткой, неласковой и безжалостно требовательной матерью.

Но сама ситуация для меня из разряда - так категорически нельзя.

Во-первых ребенок незрел по всем фронтам и неспособен производить профессиональное просто объективно.

Во-вторых, я не знаю, сколько лет было Але, но с учетом того, что как взрослая она писала литературу уже лет в пять-шесть, этот эпизод вполне мог относиться к трем-четырем годам. Я рисунки своей детки тщательно храню, и ее первый человек был нарисован где-то около двух лет - автопортрет. И я хорошо помню ее чувство восторга собой, когда она произвела отчетливо узнаваемое человеческое существо, - и мое чувство восторга - она была слишком мала, чтобы я ей показывала как рисовать,  у нее не было никаких опорных точек, чтобы изобразить это - и вдруг она сама совершила какой-то немыслимый скачок  в мышлении и перенесла видимый ею объем в линейный рисунок на плоскости.

Компьютеры все еще это не могут, как и не смогут опознать кошку в тех линиях, которые легко считает маленький ребенок.

Вместо понимания, какое чудо только что совершил ребенок, МЦ, как скучная училка, перечислила все, что не так.

Не опознание чуда - это один упрек.

Второй - если ты не предоставил человеку (ребенку) учебу, учебные материалы, инструктаж, сведения, тренировочные занятия, учебники, личных учителей, книги по рисованию, занятия,  объяснения, как верно - какого черта требовать с него ? Ты туда в первую очередь не положил монетку, чтобы, разбив копилку, строго упрекать, что там не лежит мильон новенькими купюрами.

Вот это требование ДО того, как тебе дали ресурсы, возможности и умения - одна из самых возмутительных вещей для меня в жизни. Она мне лично попортила много крови. Я ее называю "пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что". И только взрослое состояние дало  мне понимание этого - и сначала проверку любого чувства вины за несправление - а были ли у меня ресурсы для этого?

В детях такой подход воспитывает непроходящую уверенность, что они виноваты  в каких-то вещах, которые от них  в реальности на самом деле не зависят.Нормальное чувство вины должно быть простым и логичным - тебе дали материалы, тебе дали возможность учиться, тебе дали возможность это сделать - если ты не сделал, то потому что не вложил свою 1/4 - старание это сделать. Ненормальное воспитывается именно в  отсутствии логичности - независимо от отсутствия правильных ресурсов, возможностей и умений - ты виноват каким-то образом.

Поэтому наученные этому дети потом принимают на себя разные фантастические вины ( "скажите, а часовню тоже я... ээээ... развалил?"). У них нарушена нефантастическая логика между вещами и ответственностью."
- - -

Я из тех детей, с которых не требовали, а ожидали (и всё ещё смутно продолжают ожидать) миллион, изначально не положив монетки. Огроомное чувство вины и несостоятельности - я понимаю, что даже не осознаю их до конца, не вижу целиком - это просто "моя реальность", "привычное фоновое чувство, с которым живу". Несостоятельность ребенка в тех областях, которые прежде всего взрослый должен ему обеспечить - материальное обеспечение, эмоциональная и интеллектуальная поддержка, надежность и опора. Казалось бы, ты растешь, а ожидания остаются. Что-то меняется, но выходит всё как-то "недостаточно".
И я всё "недостаточно" - общительная, успешная, открытая, деятельная, отдающая, взрослая, любящая. Особенно - деятельная.
Я продолжаю чувствовать себя недостаточно деятельной, и то, что сейчас уже все мои возможности - в моих руках, временами только усугубляют это чувство - я так мало делаю...

Сама себе строгий родитель.
И вот что я себе скажу: Дорогая - вкладывай. Продолжай вкладывать. Туда, где "не хватает". Находи и предоставляй учебу, учебные материалы, инструктаж, сведения, тренировочные занятия, учебники, личных учителей, книги по рисованию, занятия, объяснения...
Требовать и ожидать будешь потом.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
tigra_lily
Jun. 27th, 2013 09:06 am (UTC)
отозвалось со страшной силой
dvornickus
Jun. 27th, 2013 08:45 pm (UTC)
Да, помню тоже зацепила в свое время похожая мысль.. Не научили, а вроде должен.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

rys_ya
Мария

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by phuck