?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Образ жизни: кто научит?

Цитата: "Моё поколение - а мне сейчас тридцать три - очень плохой пример образа жизни. Нас, выросших в период разрушения Советского Союза, принято считать потерянным поколением..."
Отозвалось.
И про "пример". Своим примером - мне кажется, это самое главное, да.
"Потерянное поколение" - найдись! :)

- - -

Оригинал взят у familyr_papa в Образ жизни: кто научит?

текст: Дмитрий Тюттерин

Одна моя знакомая на днях мне сказала: “Мы своего Ванечку водим на теннис. Не для того, чтобы он добился каких-то успехов. Так, для поддержания образа жизни”.

“Ох ты боже мой, как пафосно! - подумал я. - Образ жизни. Можно подумать! Теннис два раза в неделю, светские мероприятия, гольф, охота на лис. Сигара после обеда. Какой образ жизни в неполных пять лет?”

Но потом я задумался - разве мне не хотелось бы того же для своих детей? Чтобы они, когда вырастут, регулярно ходили в спортзал, посещали театр, читали книги? Чтобы не забывали посещать родственников, следить за собой? Разве дело не в образе жизни? Разве не этого мы хотим? Нам не так важно, чтобы ребенок научился читать, сколько то, чтобы он приобрел такую привычку - читать. Нам не так важно запихнуть в ребенка эту конкретную брокколи - нам важно, чтобы ребенок научился правильно питаться. Мне например неважно, чтобы ребенок, знал сколько микробов погибает во время мытья рук. Мне важно, чтобы он руки мыл.

Выходит, что “образ жизни” - это именно то, что мы должны формировать в ребенке, чтобы он в дальнейшем успешно формировал себя. Правильный образ жизни - это конечно не полный, но вполне близкий к этому образ того, что я хочу видеть в своем ребенке.

Но мы сами очень часто про это забываем. И на плакатах у нас микробы, вместо напоминаний. И усиленными занятиями воспитываем ненависть к книгам. И за съеденное брокколи обещаем пакетик чипсов, тем самым устанавливая в голове у ребенка совершенно иную иерархию ценностей.



Но главное - даже не это. Главное, это то, какой мы сами пример подаем детям. Общеизвестно, например, что любовь ребенка к чтению зависит не столько от количества занятий, сколько от того, есть ли вообще в доме книги и насколько активно они используются взрослыми. То есть бессмысленно формировать образ жизни ребенка, если у тебя самого в жизни кавардак. И хотя - по себе знаю - взрослого человека уже не переучишь, но все же можно ведь притвориться, правда?

Потому, что у самих у нас с этим полный провал. Мое поколение - а мне сейчас тридцать три - очень плохой пример образа жизни. Нас, выросших в период разрушения Советского Союза, принято считать потерянным поколением. Считается, что это потому, что мы выросли без какой-либо идеологии.

Но помимо идеологии, которая, если честно, не особо-то всех тогда интересовала, в Советском Союзе был образ жизни. Люди ходили друг к другу в гости, плавали на байдарках, брали почитать книги, следили за премьерами спектаклей и кино. На каждом втором балконе стояли лыжи и почти со всех из них хотя бы раз в год стряхивали пыль. У людей было время на что-то, кроме работы и пробок. На свой образ жизни. Один мой знакомый рассказывал, что в 70-е годы он изучал французский язык. Довольно долго и глубоко. Не имея никаких шансов увидеть Париж. Просто потому, что ему так нравилось.

Однако обстоятельства сложились так, что мы выросли без сформировавшегося образа жизни. И если идеологию каждый сам себе выбирает рано или поздно, то без образа жизни многие так и живут. Мы работаем по 12 часов в день, не видя наших родных и семью. Мы отдыхаем, не зная чем себя занять. Мы все время куда-то опаздываем, упуская главное и забывая важное. Мы смеялись над кострами и изгибами гитары, мы избегали поездок на дачу, на картошку, мы ненавидели абонемент в Консерваторию.

Но когда мы стали самостоятельны, оказалось, что на замену у нас ничего-то и нет. Если мы как поколение и потеряли что-то, то это именно образ жизни.

Я не хочу такого для своих детей. Я хочу, чтобы тот кусок жизни, что им достанется, они съели спокойно, не торопясь и с удовольствием. Поэтому я, пожалуй, начну с завтрашнего дня формировать их образ жизни. Возможно даже - чудеса бывают - своим примером.

Конечно, для кого-то мое маленькое открытие было всегда очевидно. Кто-то сознательно, как упомянутая мама, или бессознательно всю жизнь формирует в ребенке образ жизни. Целенаправленно и уверенно. Молодцы.

Однако для кого мои слова точно пустой звук, так это для нашей образовательной системы. Понятия "образ жизни" в ней просто нет. Долгое время считалось что задача образования - это дать знания. В итоге получили кучу людей, знающих, что такое “молярность”, но не понимающих, что с этим знанием делать. Потом решили, что главное не знание, а умение его добывать. Закономерный результат - это человек, который при необходимости может воспользоваться Гуглом, но гораздо чаще пользуется пультом и пивом.

Когда-нибудь мы поймем, как важно формировать в ребенке потребность в знаниях - так же, как формируется потребность в физической активности. И так же, как у привыкшего правильно питаться формируется потребность в свежих овощах.

Если мы хотим, чтобы ребенок не пасовал перед трудностями, гармонично развивался, чтобы все у него в жизни было хорошо - нам надо думать именно над его образом жизни. Не над тем, сколько знаков в минуту читает ребенок. Не над тем, сколько из пресловутых ста книг он прочтет. А над тем, чтобы ни дня без страницы. Чтобы это просто вошло в привычку. Ведь даже само слово "привычка" у нас зачастую сразу идет в комплекте со словом “дурная” А наша задача - прививать хорошие добрые привычки.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
shiiva_
Mar. 11th, 2013 09:12 pm (UTC)
"Потерянное поколение" - это не мы. Это на десять лет младше.
rys_ya
Mar. 12th, 2013 07:10 am (UTC)
У меня есть подруги "на десять лет младше". У них гораздо более сильный внутренний стержень. И большая четкость в осознавании своих желаний и целей. И степень реализации. (чем, предположим, у меня в том же возрасте).
gbfly
Mar. 11th, 2013 09:35 pm (UTC)
спасибо!
rys_ya
Mar. 12th, 2013 07:11 am (UTC)
ой, такой резонанс оказался. а я ещё думала "постить ли?".
Пожалуйста!
kiwichka
Mar. 12th, 2013 04:27 am (UTC)
Ммммм. Не знаю, не со всем согласна. Во-первых, автор как-то очень обобщает, представляя постсоветских людей как толпу трудоголиков с пультом и пивом в свободное время. Есть и такие, конечно. Но "ан масс" я вижу, сколько новых возможностей открылось и насколько образ жизни выгодно отличается от советского. Путешествия, различные студии, вообще доступ к информации.
И еще я не единожды убеждалась, что личный пример не работает так прямолинейно.Мне кажется, важно видеть, слушать, слышать своего ребенка и помочь ему сформировать свой собственный образ жизни. Тот, который был бы ему в радость.
Из личных примеров - мы с братом выросли в читающей семье. Я - книгочей, брат - нет. БМ вырос в семье, где была пара книг, и то по домоводству. Теперь он кандидат филол. наук, для души преподает литературу в вузе :)

Edited at 2013-03-12 05:18 am (UTC)
rys_ya
Mar. 12th, 2013 07:17 am (UTC)
Ну это да, согласна, если не слышать ребенка, то личный пример не поможет.
Но если даже себя не слышать... мне кажется, тут как-то про это.

Среди моих знакомых тоже есть разные люди и увлеченные в том числе. Но это _наше_ окружение, твое и моё) мы его выбираем для себя такое, какое нам интересно.

но для меня проблема, описанная в тексте, про самозанятость и личный пример, всё ещё продолжает быть актуальной. я из того среза, о котором пишет автор. без пива и пульта, но с чувством пустоты и потерянности и сложностями в организации личного досуга. Не смотря на то, что я много чем увлекаюсь и занимаюсь.
nevanevazhno
Mar. 12th, 2013 05:12 am (UTC)
ну т.е. в принципе вся статья сводится к формуле "если ребенок видит увлеченных заинтересованных родителей - он тоже таким растет". ну если грубо)
очень резануло по глазам вот это "можно притвориться". нельзя. нельзя притвориться интересным человеком. нельзя притвориться читающим человеком. нельзя притвориться спортсменом. особенно перед тем, с кем ты живешь. ребенок если и вберет от тебя что-то, то только настоящее.

печали про потерянное поколение я что-то не разделяю. вокруг меня полно людей, которые занимаются самыми разнообразными - и очень интересными - вещами. да, многие в кризисе (среднего возраста или еще каком), но тем не менее - ищут и продолжают идти вперед. может быть, в массе нынешние взрослые действительно больше тупо потребляют, чем предыдущие поколения. но подробных исследований на эту тему я не встречала, а ощущения отдельных людей - это не статистика) так что не будем ставить на себе крест;)
rys_ya
Mar. 12th, 2013 07:21 am (UTC)
Да, мне тоже резануло. "Притвориться" нельзя, можно только использовать "притворство" временно, как способ постепенно увлечь самого себя по-настоящему.

Я Вике выше написала, что да - занимаются. Например, я. И пульт от телевизора я больше 10 лет назад выкинула. Но ощущение пустоты внутри - это то, с чем до сих пор приходится сталкиваться, сражаться и справляться. И искать-искать "свое", настоящее.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

rys_ya
Мария

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by phuck